Vanilla Fudge - Near The Beginning Near The Beginning - "В начале" - четвертый альбом американской психоделической рок-группы Vanilla Fudge, вышедший на ATCO в начале 1969 года. Vanilla Fudge (переводится как "Ванильная чушь", а вообще-то это марка американского мороженого) - американская психоделическая группа, незаслуженно забытая в эпоху компакт-дисков, но ставшая теперь культовой для коллекционеров винила. Когда-то на них равнялась группа Deep Purple времен своих первых альбомов конца 1960-х. Поклонники Deep Purple удивятся, услышав до боли знакомое звучание органа наперегонки с лидер-гитарой. В отличие от большинства рок-команд Vanilla Fudge отличается стойким составом. Почти с самого начала в ней играют вокалист-органист Марк Стайн (Mark Stein), басист-вокалист Тим Богерт (Tim Bogert), лидер-гитарист и вокалист Винс Мартелл (Vince Martell) и ударник-вокалист Кармин Аппис (Carmine Appice). Стайн и Богерт играли в местной группе под названием Rick Martin & The Snowmen и были сильно вдохновлены звучанием группы The Rascals, отличавшимся свингом с обильными разливами органа. Тогда они решили создать свою группу, куда вошли также гитарист Винс Мартелл и барабанщик из Rick Martin & The Snowmen Джоуи Бреннан. В 1965-66 гг. они назывались сначала Electric Pigeons, затем просто The Pigeons (Голуби) и играли главным образом чужие вещи в стиле R&B, либо аккомпанировали популярным девичьим группам, регулярно выступавшим во многих клубах. Это было довольно распространенное явление. Девочки - поп-звезды однодневки делали записи со студийными музыкантами, а выступали с "легионерскими" составами, которые всегда можно было найти при любом клубе. Часто менеджеры раздавали музыкантам ноты перед самым выступлением. Для многих музыкантов это был регулярный заработок "на хлеб с маслом". Приходилось работать по 2-3 концерта за вечер и по шесть вечеров в неделю. После такой работы музыканты либо спивались, либо быстро обретали высокий профессионализм. К началу 1966 Pigeons обрели себе достаточно обширную армию регулярных поклонников от Род Айлэнда на севере до Флориды на юге США, выступая в сети местных клубов. В то время как средства массовой информации во всю раскручивали музыку западного побережья США и группы т.н. "британского вторжения", такие группы как Pigeons, Vagrants, Illusions, Good Rats, Unspoken Word, Hassles (с Билли Джоэлом на органе Хаммонда) и The Sparrow медленно, но верно выстраивали на восточном побережье свою рок-сцену. В конце концов, Pigeons переименовались в Vanilla Fudge, Vagrants стали Mountain, Билли Джоэл начал свою сольную карьеру, а Sparrow стали Steppenwolf. Название Vanilla Fudge было предложено вокалисткой группы Unspoken Word, она имела большое пристрастие к мороженому под таким же названием. В то время никто не связывал это название с символическими аллюзиями на "белый соул", как это стали делать позже. Это яркий пример как Муза загадочным путем способна преодолевать пределы сознания людей, неся свою таинственную службу. В эпоху хипповской идеологии "peace & love" (мир и любовь) музыканты восточного побережья столкнулись с жесточайшей конкуренцией на дорогах рок-н-ролла. Винс Мартелл вспоминал: "Я помню у всех групп была такая установка: или мы "сдуем" их со сцены, или они - нас. Группы не общались между собой, никто не дружил из-за конкуренции. Особенно соперничали нью-йоркские группы с западным побережьем. Надо было "убрать" соперников своим выступлением. Не важно как, хоть с ума сходи." Выпуск в 1967 году дебютного альбома с одноименным названием Vanilla Fudge только усугубил и без того плотную концертную деятельность группы. К концу 1967 года Vanilla Fudge обрели постоянный статус "хэдлайнеров", то есть главной группы на концерте, заключающей действо. У них "на разогреве" в то время выступали например заезжие британцы The Yardbirds. В феврале 1968 Vanilla Fudge выпустили свой наиболее загадочный труд - второй альбом под названием The Beat Goes On (Бит продолжается). Его продюссировал известный продюссер Шэдоу Мортон (Shadow Morton), группа даже сняла промовидео для продвижения альбома за океан. Музыкальный истэблишмент западного побережья, взбешенный необычайной смелостью и оригинальностью этих "выскочек" с восточного побережья, встретил альбом яростной критикой. Кому до этого приходило в голову делать рок-н-ролльную аранжировку Людвига Ван Бетховена? Никому, особенно на западном побережье, где в то время безраздельно царил авангардист Фрэнк Заппа с его рыганием, хрюканьем и пуканьем в микрофон. 30 марта 1968 Фрэнк Заппа, выступая на музыкальном фестивале в Уэстберри, получил страшное оскорбление от какого-то фана из толпы, крикнувшего ему: "Вы парни - полное дерьмо, уступите сцену Фаджу!" Много лет спустя Заппа вспоминал этот эпизод как один из самых раздражительных моментов в его музыкальной карьере. Он укрепился тогда в убеждении, что американцы недостаточно культурны и интелектуально слабы, чтобы по достоинству оценить его музыкальный "гений". Спустя несколько лет Фрэнк Заппа написал песню про Vanilla Fudge, которая принесла ему кучу денег и выставила группу Vanilla Fudge как "тинейджерский эстрадный ансамбль" для сексуально извращенных подростков. Такая злая конкуренция была в те дни, и в ход шли любые средства... Выпустив два альбома и синглы в 1968 группа более чем активно гастролировала по США, Канаде и Европе. В сентябре 1968 они дали несколько концертов на разогреве у Jimi Hendrix Experience, в октябре - на прощальных американских гастролях английской группы Cream, распадавшейся в то время. Оба альбома 1968 года имели большой успех (17 и 20 места в хит-параде Биллборда), несмотря на продолжающееся неприятие музыкальных СМИ, которые были полностью в руках калифорнийской тусовки. В декабре 1968 была намечена серия концертов Vanilla Fudge с группой Jeff Beck "на разогреве", однако у Джеффа Бека что-то там не вышло, и вместо них из-за океана приехала никому неведомая новая команда под названием Led Zeppelin. За несколько месяцев 1969 года Vanilla Fudge с Led Zeppelin совершили два турне по Америке, где к ним иногда присоединялся Jethro Tull. В канун нового 1969 года Vanilla Fudge выступили на грандиозном фестивале в Fillmore West под Сан-Франциско. Это был расцвет психоделической эпохи хиппи, любви, мира. За 7 баксов любой хиппан мог балдеть на этом мероприятии с 9 вечера до 9 утра, в цену билета был даже включен завтрак. В феврале 1969 Vanilla Fudge выпустили свой четвертый альбом Near the Beginning, ставший классическим образцом рок-музыки 1960-х. Это был единственный альбом Vanilla Fudge, спродюссированный самой группой и первый - без участия Шэдоу Мортона. В Near the Beginning представлены одни из наилучших симфонических и вокальных аранжировок группы. Всю вторую сторону пластинки заняла композиция Break Song, записанная на концерте в Shriner's Auditorium в Лос-Анджелесе. В этих всего лишь четырех песнях альбома группа сумела сконцентрировать все доброе, вдохновенное и благородное, что было в эре 1960-х. Если рассматривать альбом в контексте современных ему работ других групп, Near the Beginning был противоположен по духу циничной опере Tommy группы The Who и пессимизму Creedance Clearwater Revival 1969 года. Near the Beginning был также далек от политиканствующего альбома Volunteers группы Jefferson Airplane, как и от потворствующего своим прихотям Farewell группы Cream. Там, где Led Zeppelin представляли из себя еще незакаленную сталь, Near the Beginning имел потрясающе аранжированную Some Velvet Morning (Однажды вельветовым утром) - композиция явно не прошедшая мимо Led Zeppelin и Deep Purple. Музыкальная симметрия альбома была шизофреническая, поэтому хорошо отражала сущность того времени. К 1969 году психоделия дала дорогу сумасшествию и распущенности. Vanilla Fudge были одними из немногих в то время, кто был способен еще фокусироваться на эстетических и художественных тайнах, которые могли сочетать бархат и сталь в одном произведении, построенном на непонятных контрастах и бесхитростных гармониях. В марте 1969 г. альбом Near The Beginning достиг 16-го места в хит-параде Биллборда.